Не забыть написать рецензию к "Шуту". Автор просил подробностей.
Текст.
читать дальше
Долго думала с какой стороны подступится к этому отзыву. Слишком много всяких мыслей - хороших, восторженных, несогласных. В итоге получилось, что получилось.
Часть первая, в которой автор собирает мысли в одну кучку.
В сказках зачастую гораздо больше здравого смысла, чем в серьезных романах. В шутках и прибаутках куда больше мудрости, чем может показаться на первый взгляд. В романе-сказке "Шут" все гораздо глубже и значительнее, чем кажется из такого не_серьезного названия.
В романе нет пролога, нет долгих объяснений, сопутствующих энциклопедий и словарей, чем часто грешат авторы. Читателю предлагают сразу перейти к действию, подводят за руку к главному герою, знакомят, приветствуют и, незаметно, предложение за предложением, погружают в этот интригующий, реальный мир. Да-да, я помню - роман-сказка, роман-фантастика, роман-несуществующий. Ничего подобного. Этот мир живой, самостоятельный, настоящий. Он живет и переживает вместе с героями, он с ними растет, с ними страдает, с ними радуется. Сложно так сразу определится за счет чего достигается этот эффект. Может потому, что даже второстепенные герои, которые мелькают в тексте ровно на один абзац, такие настоящие, что им веришь? Их можно увидеть, потрогать, с ними можно перекинуться понимающим взглядом и устремиться дальше за нашим главным героем.
Здесь нет пространных описаний природы, не подаются портретные описания на блюдечке, но в памяти все равно останется и пылинки, танцующие в лучиках солнца в любимой библиотеке шута, и дикий огонь в глазах княжны, и вакханалия королевской охоты, и степь широкая и необъятная, и холод источника, и тепло улыбки Элеи. Много чего останется. Яркие образы, которые каждый сам дорисует так, как увидит, как почувствует.
Сюжет не прост и, что радует особенно, здесь нет провалов и зависаний, чувствуется продуманность линий, нет излишних отвлечений. В то же время, читателю есть где пораскинуть мозгами и пофантазировать на тему. Не знаю как кто, а я не люблю, когда меня ведут, крепко сжимая ладонь, и ни шага влево, ни вправо, расстрел на месте. Верно сказано в одной из рецензий - это книга для взрослых людей. Для тех, кто уже не делит мир на черное и белое, а способен увидеть радугу.
Эта книга не для долгой, скучной поездки в метро или на поезде. Нет, ее надо читать теплым осенним днем, когда воздух хрустально прозрачный, а ветер все еще по-южному теплый. А потом в сумерках перелистнуть последнюю страницу и долго молчать, чтобы подольше оставаться рядом с героями.
Часть вторая. Героическая.
Король. Его Величество Руальд Третий. Достойный правитель, воитель, рыцарь шпаги, пера и скипетра. Хороший муж, на что неоднократно указывается в начале книги. Поэтому так обидно становится потом, когда узнаешь о его предательстве. Да, формально он невиновен, его околдовали, но.. Верно говорит один из героев, если б не было в нем этой слабинки изначально, ничего б не получилось у тайкурской ведьмы.
Ведьма. Нар. Злобная старуха с бородавками и крючковатым носом? Нет, юная девочка, которая рискнула всем. Свободная и дикая, не побоявшаяся сыграть по правилам мужского мира. Да, она проиграла, но как она это сделала! Сколько было в ней силы, страсти, огня. Ее нельзя ненавидеть. Ее отчаянно хочется пожалеть.
Элея. Законная королева. Королева не по крови и браку, а по силе духа. Ее долгий путь к себе настоящей не может оставить равнодушным. (Сколько раз хотелось ее просто удавить за ее нерешительность, метания, ухх, прям зло разбирало и руки в кулаки сжимались. Ну, автор, разумеется, понимает, что это на самом деле восхваление его труду. Ибо заставить читателя так сильно переживать, это надо уметь).
Эти трое образуют классический треугольник. Королю нужен наследник, которого не может подарить королева. Княжне нужна власть и она добивается ее всеми известными ей способами. А что нужно королеве? Совсем немного - хотя бы изредка видеть светловолосую голову шута. Ведь здесь не треугольник, все гораздо хуже. И просто так этот клубок не распутать, некоторые нити придется обрезать безжалостной рукой.
Шут. Патрик. Тэйме. Я успела написать много-много строчек про этого персонажа, трижды стереть написанное, но так и не решила, что стоит о нем сказать. Как следует выразить все те чувства и мысли.
Поразительно как удалось передать его чистоту и солнечность, ведь его поступки нельзя назвать непогрешимыми. Им восхищаешься, его жалеешь, завидуешь этой способности во всем видеть что-то хорошее. Он растет на глазах читателя, из одинокого мальчишки превращаясь в мужчину.
Описывать его бесполезно, нужно самому читать, перечитывать, жить и переживать вместе с Шутом. И тогда все станет понятно.
Любовь. Такой же равноправный персонаж книги как и все вышеперечисленные. Именно любовь не дала королеве Элее прожить бесцветную, блеклую жизнь. Любовь заставила Патрика бороться.
Магия. В романе ее очень мало и очень много. Мало потому, что в книге главное все же отношения между людьми. Много потому, что именно магия спасет короля, сохранит жизнь шуту и королеве, убьет княжну.
На протяжении всей книги герои меняются, растут, понимают себя и друг друга. Редко когда удается так отчетливо показать эти изменения. Более того, заставить читателя сопереживать героям, бояться за них, смеяться и плакать тоже с ними. Сколько раз за все время хочется подтолкнуть, помочь, указать. Это не просто уметь надо. Это талант.
Часть третья. Маленькая.
Непонятно куда в конце исчез Тодрик. На нем была завязана концовка, а в итоге его просто потеряли.
И королева. Тут сложнее. Главная претензия - ей не хватает цвета. Как бы объяснить...
Текст отличается своей легкостью и светлостью. Книга так написана, персонажи так подаются. Это очень красиво и трогательно, и удачно вышло. Но из-за этого королева получилась в двойной тени. Она и так изначально холодная, слабораскрашенная, а тут еще и текст такой же прозрачный. Из-за этого кажется, что в ней не хватает жизни. Особенно на фоне княжны. Я понимаю-понимаю, такая задумка. Да и под конец книги она выравнивается. Просто лично я не люблю таких. Так что тут не столько у автора проблемы, сколько читатель привередливый попался.
Часть четвертая. Заключительная.
Главное, чтобы обложка была достойна содержания. А то знаем мы, какие кошмарные иллюстрации выбирают издатели. Автор, ни в коем разе не допускайте такого издевательства над своим творением.
А если серьезно, то эта книга оставляет такое волшебное, восхитительное, счастливое послевкусие. Ее обязательно нужно прочитать. Просто потому, что это в первую очередь подарок самому себе. Напоминание о том, что главное в жизни.